Расскажу историю о недавней покупке электрической косилки. Решив заняться собственным садом, мы с мужем пришли к выводу, что огород нам не нужен, мы хотим посеять траву. Но трава быстро растет, ее нужно косить, и мы решили купить электрический триммер. Приехав в ближайший «Эпицентр», мы попросили продавцов-консультантов подобрать для нас подходящую косилку. Выбрали мы триммер один из дорогих, он стоил почти 900 гривень, продавец нас заверял в хорошем качестве и репутации продукции:» Берут хорошо. Еще никто не возвращал и не жаловался». Вооружившись приобретением, мы приехали на дачу. Косилка проработала минут 30, не больше, потом прекратила включаться. Мы решили ее обменять. На следующий день мы приехали в тот же Эпицентр и попросили обменять косилку. Продавцы отправили нас в сервисный центр, гаде предложили починить нашу косилку. Но мы не уверены, что она не бедет дальше ломаться, мы хотим другую. Нам показали какие-то бумаги, где было написано, что мы не можем обменять товар, поскольку он был в употреблении. Я позвонила знакомому юристу. Юрист мне сказал, что это очень распространенная ситуация, когда магазины отказываются менять некачественные товары, они предлагают их починить. Он мне посоветовал вызвать администратора и потребовать обменять некачественный товар, поскольку у меня есть такое право в течение 14 дней со дня покупки. После недолгих репирательств с администратором, угрозе пожаловаться в «Общество по защите прав потребителей», товар мне все-таки обменяли. Видно испугались неприятностей. Мне стало интересно разобраться, когда я могу требовать обменять товар, когда мне его обязаны починить, могу ли я поменять товар, если он мне просто не понравился. Оказывается, в законодательстве о правах потребителей прописаны условия обмена не только некачественных товаров, но и качественны, которые по каким-то причинам не подошли покупателю.
Совсем недавно Верховная Рада Украины приняла закон "О внесении изменения в статью 707 Гражданского кодекса Украины. Статья 707 Гражданского кодекса изложена в такой редакции: "
1. Покупатель имеет право в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять его в месте покупки или других местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, комплектации и тому подобное. В случае выявления разницы в цене покупатель проводит необходимый пересчет с продавцом. Если у продавца нет необходимого для обмена товара, покупатель имеет право вернуть приобретенный товар продавцу и получить оплаченную за него денежную сумму. Требование покупателя об обмене или возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в потреблении, сохранен его товарный вид, потребительские свойства, и при наличии доказательств приобретения товара у этого продавца. 2. Перечень товаров, которые не подлежат обмену или возврату на основаниях, предусмотренных этой статьей, устанавливается нормативно-правовыми актами". Таким образом, покупатель имеет право обменять непродовольственный товар даже хорошего качества, если он ему разонравился, или не подошел по любым причинам - по форме, цвету, размеру в течение 14 дней, не считая дня покупки.
Однако, при этом обмен товара проводится в случае, если купленное изделие не было в употреблении. Совсем другая история, если Вы купили некачественный товар. Вам его обязаны обменять даже в том случае, если он был в употреблении ( иначе как бы Вы поняли, что он некачественный?)
Если приобретенный Вами товар оказался некачественным, то согласно статье 17 Закона Украины "О защите прав потребителей", нужно обратиться к продавцу (или к производителям, но это не всегда реально для покупателя) и предъявить товар, а также чек для подтверждения факта покупки.
В письменном заявлении на имя руководителя магазина или продавца надо указать недостатки товара, которые проявились во время эксплуатации в течение гарантийного срока.
В случае отказа менять товар или утверждении продавца, что Вы сами его поламали, Вы вправе потребовать провести независимую экспертизу для выяснения причины поломки. К сожалению, не всегда замена или ремонт товара происходит быстро и безболезненно.
Несмотря на то, что Закон "О защите прав потребителей" четко прописывает права потребителя и обязанности продавца, права часто пренебрегают, а обязанностей не выполняют. Так что если общение с продавцом (или производителем) не дало никакого результата, Вы имеете право подать на него жалобу в территориальные управления по вопросам защиты прав потребителей по месту жительства, которые входят в структуру Госпотребстандарта Украины.
Также можно обратиться за помощью в общественные организации потребителей по месту жительства или в региональные, однако это не самый эффективный ход. Если обращение к Госпотребзащиты не помогло, тогда у неудовлетворенного потребителя прямая дорога в суд.
Специалисты советуют в случае приобретения некачественного товара обязательно выполнять такие рекомендации:
- Знать о существовании Закона Украины "О защите прав потребителей";
- Обращаться в государственные органы, отвечающие за выполнение Закона "О защите прав потребителей"; - Внимательно читать этикетки;
- Сохранять чеки - документы, подтверждающие акт купли-продажи;
- Защищать свои права. Обращаться с чеком и товаром непосредственно к продавцу с просьбой вернуть деньги.
Если продавец отказывается Вам помочь, идите с проблемой к заведующему магазина. Знайте свои права и защищайте их! Будьте внимательны при покупке товаров. Будьте активными, интересуйтесь законами - и вы почувствуете себя гораздо увереннее. Пусть продавцы и производители, которые надеются сбыть сомнительный или недоброкачественный товар, останутся без покупателей.
|